Томские изобретения
Томск для космоса

Знаете ли вы, что сделано для космонавтики?

Многие идеи томских изобретателей так или иначе используются космической отраслью. Начав с авиастроения в первой половине ХХ века, в послевоенный период томичи переходят вплотную к обеспечению освоения космических пространств, занимая не последнее место в пантеоне космопроходцев.

Квасников и космические двигатели

Александр Васильевич Квасников был одним из первых организаторов становления и развития авиационной и ракетной техники в СССР. Поддерживал переписку с Константином Циолковским, работал вместе с Сергеем Королевым. Опубликованная им силовая диаграмма ракетного двигателя была названа «диаграммой Квасникова», а предложенная в 1948 году формула для определения мощности комбинированного авиационного двигателя получила название «формулы Квасникова». Открыл явление резкого увеличения тяги пульсирующим реактивным выхлопом при эжектировании воздуха При его активном участии создавался МАИ. И, что немаловажно, как ученый, Квасников сформировался именно в Томске.

Летательными аппаратами Александр Квасников увлекся еще в молодости, и первые шаги в этом направлении сделал на механическом отделении Императорского Московского технического училища. Под руководством профессора Н.Е. Жуковского, основоположника современной аэродинамики, изучал эффект Магнуса, возникающий при вращении какого-либо предмета, омываемого движущимся потоком воздуха или газа.

Потом грянула Первая мировая – и студент Квасников ушел использовать свои теоретические знания в бою. Летал в разведку, не только совершал боевые полёты, но и одновременно, что было весьма необычно для лётчика, заведовал в авиаотряде техническим имуществом и мастерской по ремонту: переоборудовал пулемётные установки самолетов, использовал оптический прицел, ранее изобретённый одним из его друзей, установил на своём самолёте зажигательные реактивные снаряды и с их помощью сбил немецкий наблюдательный аэростат.

После войны Квасников переехал в Томск для того, чтобы закончить высшее образование, учился в Томском технологическом институте (ТТИ), сначала в качестве вольного слушателя, а затем студента.  Выполнил дипломную работу на тему: «Уравновешивание масс в двигателях внутреннего сгорания по В. Аршаулову и О. Коlsch’y». и стал инженером-механиком.

Мемориальная доска Александру Квасникову на 4-м корпусе ТПУ

После окончания института Квасников был оставлен в ТТИ. Его преподавательская работа началась с проведения практических занятий по термодинамике, сопротивлению материалов, занятий в лаборатории тепловых машин и проектирования различных деталей. В 1922 году он стал заведующим кафедрой «Тепловых машин» и деятельно принялся за работу по ее развитию: в 1928–1929 годах появляются новые специальности и специализации. Это тяжёлые и лёгкие двигатели внутреннего сгорания, эксплуатация и ремонт самолётов и моторов, конструирование и производство автомобильных двигателей. Квасников добился получения для технологического института авиационных двигателей разной мощности и различных типов. Из них был создан единственный в Сибири авиатехнический музей.

По инициативе Квасникова в институте был воссоздан авиакружок, организованный в 1910 году еже Борисом Вейнбергом. По вечерам, в свободное от занятий время, студенты и преподаватели вели большую работу по созданию новых лабораторных установок авиационного музея. Естественным продолжением работы кружка была постройка первого сибирского самолета «Авиэтты» – «СТИ–I», которая, несмотря на все трудности, поднялась в небо осенью 1927 года. Двигатель «Авиэтты» был одним из первых легких отечественных двигателей. Спроектировали его под руководством и при деятельном участии Квасникова дипломники А.А. Усталов и В.Н. Князев, а корпус «Авиэтты» был создан студентами под руководством Г.В. Трапезникова.

В то же время Квасников пишет несколько научных работ. Среди них «Исследование политропического процесса» -  одна из первых полных и подробных работ на эту тему. В 1924 году создает один из лучших задачников по технической термодинамике.

В 1931 году закончился томский период его жизни, и Александр Квасников вместе с группой своих учеников – преподавателей и студентов авиационной специальности – перевелся в только что созданный Московский авиационный институт. С этого момента научная деятельность выпускника ТТИ стала еще более интенсивной. В МАИ он совместно с коллегами создал кафедру теории авиадвигателей и стал ее руководителем. Под его руководством в 1933 году была создана лаборатория, которая по широте тематики и направленности исследований в те годы не имела себе равных среди лабораторий других вузов страны. В ней разрабатывались вопросы теории горения бензино-воздушных смесей в цилиндре авиадвигателя, и, в частности, теории детонации и способы борьбы с ней. По заданию авиапромышленности была успешно разработана система гасителей пламени – «антифлемингов». Применение их резко сократило число пожаров на самолетах при запуске двигателей.

Во время Великой Отечественной войны Квасников участвовал в проектировании и производстве самолетов для фронта, а по ее окончании принялся за новую тогда тему – космическую. С 1956 года были начаты разработки проблем, связанных с рабочим процессом новых схем двигателей, что позже привело к созданию новой кафедры – теории двигательных установок. В 1959 году в свет вышла работа Квасникова «Теория жидкостных ракетных двигателей», а в 1961 году при его участии создана первая в мире кафедра космических двигателей. Многие годы он поддерживал связи с К.Э. Циалковским, Ф.А. Цандером, С.П. Королевым и своими трудами приблизил час первого полета в космос.